Перейти к основному содержанию

Вы здесь

Итоги проверки коллективных договоров в организациях РАН

об итогах проверки коллективных договоров
и переговорного процесса при их заключении

В соответствии с пунктом 1.4.1. Межотраслевого соглашения по организациям, подведомственным ФАНО России, на 2015-2018 годы (далее по тексту МОС) в период с июля 2016 г. по декабрь 2017 г. проведен анализ коллективных договоров и соблюдения условий переговорного процесса при их заключении в 35 организациях, подведомственных ФАНО России, входящих в Профсоюз работников РАН, в том числе непосредственно в 24 организациях при проведении целевых проверок охраны труда.
Из 35 проверенных коллективных договоров (далее по тексту КД) в 12 организациях КД были заключены до подписания МОС (34,3 % от проверенных КД). На момент проверки только в одной организации (ИГ РАН) было заключено дополнительное соглашение к действующему КД со ссылкой на МОС. Однако, дополнение к КД было подписано работодателем и председателем первичной профсоюзной организации 30.12.2016 г. без образования комиссии по ведению коллективных переговоров, в соответствии со статьей 35 ТК РФ, и по существу не учитывало многих положений МОС.
Только в 10 организациях (28,6 %) КД в целом, за исключением отдельных замечаний, соответствуют положениям ТК РФ и МОС (ИМЕТ РАН; ИПХФ РАН; ИЭГТ КБНЦ РАН; ИХР РАН; ИБФМ ПНЦ РАН; ИПОС СО РАН; ИМ УрО РАН; ИПНГ РАН и др.).
Следует отметить организацию процесса ведения коллективных переговоров по заключению КД и текст самого КД, заключенный в ИБФМ ПНЦ РАН. В Институте помимо образования комиссии по ведению коллективных переговоров и подготовке проекта и заключению КД приказом по согласованию с профсоюзным комитетом было утверждено Положение о комиссии с четким определением состава, организационных и правовых основ формирования и деятельности комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, функциональных обязанностей и регламента работы членов комиссии и другие вопросы деятельности комиссии. В КД института подробно прописаны все социально-трудовые вопросы, касающиеся защиты прав и интересов работников с учетом специфики деятельности и финансовых возможностей Института. Регламентация ведения переговоров и заключения КД в ИБФМ РАН заслуживает внимания в качестве распространения опыта для первичных профсоюзных организаций.
Типичными недостатками и нарушениями трудового законодательства в рассмотренных КД являются следующие:
1. В 18 случаях (51,8 %) КД были утверждены на общем собрании (конференции) работников организаций (ИМ УрО РАН; ИФПБ РАН; ИТЭБ РАН; ИПТМУ СНЦ РАН; ИПОС СО РАН; ИАгП СНЦ РАН; ИНЭОС РАН; ИПХФ РАН; ИВЭПС СО РАН; ФНИЦ «Кристаллография и фотоника РАН» и др.).
Указанная правовая норма была предусмотрена законом от 11.03.1992 г. № 2490-1 «О коллективных договорах и соглашениях», который утратил силу еще в 2006 году (ФЗ от 30.06.2006 г. № 90-ФЗ).
2. В ФНИЦ «Кристаллография и фотоника РАН» при общей численности работающих около 1100 человек, численность членов профсоюза составляет 306 человек. При избрании иного представительного органа для ведения коллективных переговоров по подготовке и заключению КД в ФНИЦ «Кристаллография и фотоника РАН» были нарушены требования статьи 37 ТК РФ. Вместо проведения конференции работников в ФНИЦ была проведена конференция «представителей трудового коллектива работников ФНИЦ» численностью 17 человек.
3. В ИОГЕН РАН, где численность членов профсоюза составляет менее половины работников, не было проведено общее собрание (конференция) работников в соответствии со статьей 37 ТК РФ, на котором тайным голосованием должно было бы принято одно из двух решений: предоставить право первичной профсоюзной организации вести коллективные переговоры по заключению КД, либо избрать из числа работников иной представительный орган и наделить его соответствующими полномочиями по ведению коллективных переговоров и заключению КД.
Однако, в ИОГЕН РАН без проведения общего собрания (конференции) работников была образована комиссия по подготовке проекта КД.
4. В ИХФ РАН, где численность членов профсоюза составляла также менее половины работников, была проведена конференция работников, на которой был избран иной представительный орган работников и с учетом части 5 статьи 37 ТК РФ был образован единый представительный орган с включением в него представителей первичной профсоюзной организации.
Однако, в заключенном КД не был четко определен в соответствии со статьями 8 и 372 ТК РФ порядок учета мнения при принятии локальных нормативных актов.
5. В 13 организациях в КД не установлены критерии массового сокращения (ИГИ КБНЦ РАН; Калмыцкий ИГИ РАН; ИЭГТ КБНЦ РАН; ИПРУ КБНЦ РАН; ФНИЦ «Кристаллография и фотоника РАН»; ИБВВ РАН; ИФБП ПНЦ РАН; ИПОС СО РАН и др.). В 5 организациях в КД указаны критерии массового сокращения, предусмотренные недействующим соглашением по РАН (ИНЭОС РАН; ИХФ РАН; ИМБИ РАН; ИВЭП СО РАН; ИО РАН).
6. В КД 20 организаций не установлены меры по обеспечению гарантий и компенсаций высвобождаемым работникам при сокращении численности или штата работников, в том числе с учетом рекомендаций МОС (ВНЦ РАН; ИВЭП СО РАН; ИИПРУ КБНЦ РАН; ИБВВ РАН; САО РАН; ИТЭБ ПНЦ РАН; ИФПБ ПНЦ РАН; ИБ ПНЦ РАН; ИОНХ РАН и др.).
7. Более чем в половине КД слабо прописаны отдельные разделы КД без учета положений МОС, в том числе такие разделы КД, как: трудовые отношения, обязательства сторон, вопросы занятости, о молодежи, в отдельных случаях о гарантиях прав профсоюзных организаций и членов Профсоюза.
Так, например, только в 6 организациях в КД имеются самостоятельные разделы о молодежи (ИЭГТ КБНЦ РАН; ИМ УрО РАН; Геофизический институт ВНЦ РАН (филиал ВНЦ РАН); ИХР РАН; ИБФМ ПНЦ РАН; ИВП РАН) и в одной организации (ИБ ПНЦ) заключено соглашение о молодежи, которое является приложением к КД.
Ни в одном из проверенных КД, за исключением КД ИБ ПНЦ РАН, не прописаны условия и порядок предоставления сокращенной продолжительности рабочего времени (сокращенный рабочий день), ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за работу во вредных условиях труда по результатам проведения специальной оценки условий труда в соответствии со статьями 92 и 117 ТК РФ (в редакции ФЗ от 28.12.2013 г. № 421-ФЗ, вступившего в силу с 01.01.2014 г.).
В ИБ ПНЦ РАН разработан и принят локальный нормативный акт (положение), устанавливающий порядок и условия предоставления компенсаций за работу во вредных условиях труда с учетом разработанных Профсоюзом РАН «Рекомендаций по разработке локального нормативного акта (положения) о порядке и условиях установления гарантий и компенсаций работникам академической науки, занятым во вредных условиях труда» (апрель 2016г.) Указанное Положение является приложением к КД ИБ ПНЦ РАН, как неотъемлемая часть КД.
8. В 7 КД, заключенных в 2015-2016 годах, указывается ссылка на документы, принятые РАН до 2013 года, в том числе по оплате труда, по критериям массового сокращения (ИНЭОС РАН; ИХФ РАН; ИМБИ РАН (Севастополь); Калмыцкий институт гуманитарных исследований; ИИПРУ КБНЦ РАН; ИГ РАН).
9. В 16 организациях в КД установлены дополнительные оплачиваемые отпуска, не предусмотренные действующим законодательством, без указания источников финансирования (ИНЭОС РАН; ИХФ РАН; ВНЦ РАН; ИВЭП СО РАН; ИБВВ РАН; ИХР РАН; ИБ ПНЦ РАН и др.).

В 21 организацию на имя директора и председателя первичной профсоюзной организации после проведения анализа КД были направлены письма с указанием допущенных недостатков и нарушений ТК РФ.
В остальных 14 случаях КД были подробно рассмотрены непосредственно в организациях совместно с председателем первичной профсоюзной организации и представителем работодателя. Замечания были сделаны непосредственно по тексту КД.

Главный технический инспектор
труда Профсоюза В.В. Хлопков

12.05.2018
Premium Drupal Themes by Adaptivethemes